Календарь событий
«     »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 01 02 03

Режим работы: http://gvz-ptz.ru/posetiteljam/

Как нас найти: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина 26

Тел.: +7 (8142) 78-16-50
E-mail: cultur@sampo.ru

Информация о нас: www.museum.ru/M2782
kultura.ptz.ru
vk.com/gvz_ptz
www.facebook.com/gvz.ptz

ЭПОСЫ РОССИИ - ФЛОРА И ФАУНА

9 Июнь - 16 Июль, 2022


 

Выставку ботанического и анималистического искусства «Эпосы России – флора и фауна» Городской выставочный зал Петрозаводска представляет в сотрудничестве с Ассоциацией содействия развитию культуры и искусства «Творческий союз» (Москва). В ней принимают участие художники из Москвы, Алма-Аты, Симферополя, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Новосибирска, Крымска, Ростова-на-Дону и других городов.

Богатые культурно-исторические традиции народов России, а также опыт их первого осмысления своего места во вселенной находят отражение в произведениях фольклора, часто выполненных в эпической форме. Кажется, что эпос − это только про героев, подвиги, богов, чудовищ и неведомые силы природы, однако, если присмотреться немного внимательнее, мы обнаруживаем множество самых мелких деталей, свидетельствующих о социальных нормах и бытовых обычаях тех времён. В сознании наших предков обыденное соединялось с магическим, что рождало не только новые сочетания, но и новые смыслы окружения и предметов. 

Так, едва ли можно найти эпос, в котором, в той или иной мере, не раскрывался бы мотив флоры и, в частности, цветов, которые оказывают непосредственное влияние на жизнь человека. Причем этот спектр не ограничивается традиционными легендами о происхождении растений, снабженными детализацией их волшебных свойств, но также охватывает весьма реальные характеристики значимости тех или иных представителей флоры для определенного народа, их биологические особенности, а также, в некоторых случаях, помогает восстановить карту биосферы прошедших эпох. 

Среди прочих растений особенно выделяются цветы, которые во многих культурах связываются с рождением, возвращением весны, загробной жизнью, радостью молодости, красотой и весельем. Люди издревле использовали цветы в ритуальных целях и украшали ими свои жилища и одежду. Цветовой символизм, например, чистота белого, скорбь черного и страсть красного восходят своими корнями к их проявлениям в природе. При этом именно в мифе (эпосе) закреплены первоначальные, наиболее закрепившиеся символы.

Примерами таких эпосов в мировой культуре, конечно, могут служить разветвленные мифологии Древнего Рима и Древней Греции, в которых истории про растения, известные со школьной скамьи, занимают важное место, достаточно вспомнить нарцисса, оливу, виноградную лозу, гиацинт, лавр, ирис и многие другие. А у народов Мезоамерики, в первую очередь, ацтеков - одним из важных божеств была Шочикецаль, богиня цветов, имя которой дословно переводится как «стоящий прямо цветок». Это божество, в пантеоне жестоких и кровожадных богов, отвечало за плодородие, красоту и любовь, а также покровительство молодым матерям. Её непременными атрибутами были различная растительность и, в особенности, цветы: ваниль, георгина, календула. Особенно в культуре народов Мезоамерики ценились маниока, кукуруза, ямс, красный перец, которые, по преданиям, выросли из тела сына одного охотника. В ацтекской столице Теночтитане был обустроен огромный ботанический сад, коллекция которого, по сведениям историков, составляла до нескольких тысяч видов.

Разнообразные растения встречаются и в эпосах народов России. Так, у хакасов в сказаниях отразились характерные элементы флоры ареала их проживания: множество берез, можжевельника и чабреца. Береза, Пай-хазын, выступает в качестве священного символа чистоты и рождения (впрочем, такую роль может выполнять и тополь), вокруг нее проводили обряды посвящения и жертвоприношения. Чабрец-ирбен использовался не только для приготовления лекарств, но и для окуривания дома после смерти одного их его обитателей. В числе прочего, хакасы знали и активно использовали следующие растения: ракита, тальник, ковыль, камыш, ячмень, сарана. В якутском («Олонхо») и алтайском («Маадай-Кара») эпосах также отобразились привычные для географического ареала представители флоры и фауны: хлопок, акация, красный маральник, лиственница, кабан, белка, олень, глухарь, журавль, гусь. У их соседей бурят («Ульгэр») в большем ходу было − просо, а среди животных: перепела, щуки, волки, косули.

Известны своим богатым эпическим наследием и народы юга России. Так в богатейшем по своему содержанию киргизском эпосе «Манас» встречаются крайне детальные описания отдельных видов растений, которые считались либо лечебными, либо даже чудодейственные и применялись в повседневной жизни. К их числу относятся белая пшеница, кохия распростертая, полынь однолетняя, ревень, цикорий, гармала обыкновенная, псоралея костянковая, аконит белоустый, щавель конский, бессмертник самаркандский (бозунач). Особенно часто, что заметил ещё великий киргизский писатель Чингиз Айтматов, упоминаются целительные свойства тополя (байтерека) и его сока, который сравнивается с молоком. 

Народы Кавказа также издревле жили в гармонии с природой, стараясь не беспокоить её понапрасну, только если она сама позволяла. При чтении Нартского эпоса, который является общим культурным наследием многих народов региона, перед глазами возникает целый ряд образов могучих деревьев: чинара, дуб-исполин, тюльпановое дерево, граб, каштан, груша, липа, самшит, боярышник и даже ореховое дерево − на разных стадиях развития каждое из них могло играть роль своего Мирового древа для бесчисленных тейпов и тукхумов. Так, из «Нартов» мы узнаем, что у адыгов оно носило называние Чыггуащ и представляло из себя огромный кавказский дуб. Этот народ также почитал тёрн, поддерживающий голодающих путников, и яблоню, приносившую золотые плоды. 

Карело-финский эпос «Калевала» можно использовать как своего рода энциклопедию флоры Карелии и Финляндии ранних Средних веков. Помимо уже известного мотива великого древа − волшебного дуба, который заслоняет собой солнце и вызывает на борьбу морского карлика, - среди героев и подвигов вырастает целый ряд флористических образов: сосна, карельская береза, ива, осока и ольха − все это основа жизни древних финнов, их быта и культуры, различные дикорастущие плодоносящие, такие как черемуха, рябина, земляника, малина, куманика, вишня, поляника, княженика, а в особенности брусника, клюква и вереск усеивают поляны и балки финских лесов. 

Ирина Голубева, куратор проекта, художник

 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Организаторы: Управление культуры Администрации Петрозаводского городского округа \ Ассоциация содействия развитию культуры и искусства «Творческий союз» \ Городской выставочный зал Петрозаводска \

Пресс-показ: 9 июня 2022 (четверг) в 16:00

Режим работы выставки: 10 июня – 16 июля 2022 Вт. - Сб. – с 12:00 до 19:00, касса - до 18:30 \ выходные дни – воскресенье, понедельник \ 25 июня - свободный вход для всех в честь Дня города.

Контакты: +7 (8142) 78-16-50 \ gvzptz@mail.ru 

В сети: https://vk.com/eposy_flora_fauna