Календарь событий
«     »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05

Режим работы: http://gvz-ptz.ru/posetiteljam/

Как нас найти: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина 26

Тел.: +7 (8142) 78-16-50
E-mail: cultur@sampo.ru

Информация о нас: www.museum.ru/M2782
kultura.ptz.ru
vk.com/gvz_ptz

В_Лукка1.jpg В_Лукка.jpg В_Лукка2.jpg В_Лукка3.jpg В_Лукка5.jpg В_Лукка4.jpg В_Лукка7.jpg В_Лукка6.jpg В_Лукка8.jpg Ф_Волосенков1.jpg Ф_Волосенков.jpg Ф_Волосенков2.jpg Ф_Волосенков3.jpg Ф_Волосенков5.jpg Ф_Волосенков4.jpg Ф_Волосенков6.jpg Ф_Волосенков7.jpg Ф_Волосенков8.jpg Ф_Волосенков9.jpg

ВАЛЕРИЙ ЛУККА, ФЕЛИКС ВОЛОСЕНКОВ

18 Август - 12 Сентябрь, 2021


Живопись, графика, скульптура (Санкт-Петербург)           (6+)

Выставка  представляет творчество двух художников, чьи имена – целая эпоха в искусстве Ленинграда - Петербурга: Валерий Лукка и Феликс Волосенков. В экспозицию вошли произведения живописи, графики и скульптуры, созданные ими в разные годы ХХ – начала ХХI веков. В том числе публике будут представлен ряд работ, переданных авторами в дар Музею изобразительных искусств Республики Карелия.

Владимир Назанский, куратор выставки, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников, арт-директор «Нового музея» - о выставке и её участниках:

«В конце 1970-х годов, практически параллельно со становлением неоэкспрессионизма в Германии, выпускники Академии художеств Вячеслав Михайлов и Валерий Лукка совместно с Феликсом Волосенковым обратились к поиску новых средств выразительности. В то время, несмотря на ряд идеологических ограничений и конфликт между властью и художниками-нонконформистами, шел активный процесс эстетической эволюции. Соцреализм рассматривался уже не как строгий канонический стиль с привычной техникой и заданными сюжетами, а как творческий метод, подразумевающий значительное стилевое и тематическое разнообразие.

В начале 1980-х годов творческая группа — В.Михайлов, В.Лукка, Ф.Волосенков — продолжила поиски новой выразительности и являла собой своего рода ленинградскую ветвь неоэкспрессионизма. Выход за пределы заданной «рецептуры» и привычной тематики советской живописи, энергичная и брутальная манера письма, новая и шокирующая, совпали с утопическими ожиданиями свободы и вызвали особый интерес у зрителей. Уже в начале 90-х эти «три богатыря» воспринимались петербургским арт-сообществом как столпы нового искусства. Прошли десятилетия, и, хотя группа давно распалась, а художники, двигаясь каждый по своей траектории, из столпов-апостолов обновления превратились в живых классиков определенного исторического цикла в искусстве Петербурга, они по-прежнему остаются значимыми фигурами современной художественной жизни.

На протяжении десятилетий творческая история ВАЛЕРИЯ ЛУККИ складывалась последовательно и сегодня представляется цельной. Пережив в молодости период увлечения стилистикой метафизического реализма, он отошел от фигуративной «гладкописи» и уже в начале 1980-х обрел свою авторскую, всегда узнаваемую манеру: баланс ментального, визуального, эмоционального. Стилистика Лукки эксцентрична, поэтична, иронична, провокативна и аскетична одновременно; в ее основе — нестандартные идеи, ходы и жесты, неожиданные решения. Работы автора — это и рефлексия, и переживание, и суждение о времени: о времени настоящем, историческом, метафизическом.

На выставке в Петрозаводске представлены графика и живопись из мастерской художника. Некоторые из них связаны с античностью — с образами Рима и Греции, где автор живет часть года, другие — с Францией и Финляндией, но большинство работ посвящены Ленинграду-Петербургу конца ХХ — начала ХХI веков. Валерий Лукка умело выстраивает временные и вневременные планы, ощущение необратимости времени и саморазрушения материи воплощаются в самой структуре его холстов. Он — поэт и обитатель времени, причем не только сегодняшнего дня: его день простирается от момента, когда Зевс догнал Геру над горой Охи до сегодняшнего вечера, до светящегося в темноте окна мастерской, до отдаленного звука поезда, отправляющегося с Витебского вокзала.

Несмотря на весь свой «концептуальный экспрессионизм» по форме, по сути Лукка — настоящий реалист, ощущающий щемящий хаос бытия. От экзистенциального отчаяния его спасают метафизика, ирония и поэзия. Он видит и выражает — и окружающую действительность, и внутреннюю жизнь без усилителей вкуса и цвета, при этом избегая внешней колористической эффектности. Но это не скорбное бесчувствие топографа равнинной жизни — энергию образа и вещество чувств Лукка передает через фактуру красочного слоя, с помощью контрапунктов коллажированных элементов. Поверхность холста у него, подобно ландшафту, становится проявлением внутренней тектонической активности, напоминает застывшие потоки вулканической лавы, а неповторимые, вывернутые наружу швы несут композиционную нагрузку, становясь фирменным знаком автора.

В графике Валерий Лукка предпочитает набольшие по формату листы, легко и импровизационно написанные подчас на клочках бумаги или газетах. Газетный шрифт проступает сквозь красочный как некий гипертекст современности, на фоне которого разворачивается текущая жизнь и все художественные игры.

Художник, вероятно, — последний герой модернизма: он не плодит симулякры, не комментирует чужие смыслы, но порождает свои. Он живет по-настоящему, в реальном конечном времени, вдали от благополучной середины, на самом краю искусства перед бездной актуальных практик. Его отличает неповторимая узнаваемая интонация.

ФЕЛИКС ВОЛОСЕНКОВ – фигура крепкая, укорененная во времени, бодрствующая, с постоянно включенным сознанием. Железный Феликс, как минимум, два в одном: во-первых, он последний герой позднего питерского модернизма, живущий и расширяющий свое пространство в пограничной области, на самом краю живописи; во-вторых, он - современник и соучастник контемпорари-арта и уже в 1980-е практиковал отдельные постмодернистские жесты, эксцессии, проявлял «империализм рассудка».

Волосенков, подобно древнему славянскому богу, универсален и многофункционален. Он - и художник, и куратор, и организатор, он - критик и софист, обсуждающий выставки, отдельные работы и иные артефакты окружающей действительности, он - уникальный коммуникатор художественного сообщества, товарищ и водитель многих «двуногих, безрогих», пытавшийся собрать и повести свое стадо неуправляемых гениев в воображаемых академических мантиях по пути обновления и найти дорогу, ведущую к океану бессмертия хотя бы в ироническом смысле. Прошли годы. И ничего, что стадо разбрелось — многое было пройдено, сделано, пережито, забыто.

Здесь и сейчас Феликс Волосенков предстает как художник, как феномен духовной экспансии, как субъект эксцессии, постоянно осваивающий новые сферы в бесконечном круговом движении творческого бытия. Каждый художник - нарцисс, растущий на вершине антропогенеза, у каждого свой миф или хотя бы игра в «дудку бога». В дудку Волосенкова дует Волос (Велес), являясь в разнообразных формах, - то в виде гладиолуса, то в виде окна в сад, а то в форме абстрактной композиции.

В экспозиции представлены живопись, графика, скульптуры. Все эти многообразные проявления Велеса на рубеже тысячелетий, в условиях тотальной турбулентности смыслов, антропологического кризиса, «смерти автора», трансформации индивидуума в дивидиум в наступающую эпоху постчеловека, имеют тем не менее характерную личностную интонацию, обладают качеством узнаваемости. Узнаваемость не исчерпывается особенностями декорирования поверхности или пространства, паттернами композиционных построений, но включает, помимо всего этого и еще многого, особую волю автора, почти полный художественный беспредел и прочую эксцессию.

Волосенковский пафос самоутверждения и экспансии, и личный, и видовой, не лишенный даже некоторого прометеевского инстинкта, блеснул в исторически коротком временном промежутке между тоталитаризмом и обществом контроля и потребления. Он все еще мерцает в пространстве, в твердеющей социальной атмосфере, постепенно превращаясь в симулякр образа свободного художника, не подверженного консьюмеризму, не лезущего в коммерческие мейн-стримы и топы, не производящего модных интерьерных предметов и прочей товарной красоты, следующего лишь внутренней алхимии творчества.

Выставка Волосенкова - это история о свободе художника, о свободе художественного жеста, о выборе, игнорирующем, словно не замечающем окружающие дисциплинарные пространства, об экспансии воли и здоровой творческой агрессии. Возможно, это притча об Икаре, набирающем высоту…»

--------------------------------------------------------

ВАЛЕРИЙ ЛУККА родился в 1945 году в ингерманландской семье. Часть детства провел в интернате в Медвежьегорске, в школу пошёл в Петрозаводске. Учился в военном училище, служил в авиации, в Ташкенте, занимался живописью. После демобилизации вернулся учиться в Ленинград. В 1977 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

Сегодня Валерий Лукка — известный петербургский художник, член Союза художников России, Национальной Ассоциации художников Италии, Санкт-Петербургской Академии современного искусства «СПАСИ», Международной ассоциации искусствоведов (АIСА).

С 1978 года принял участие более чем в 200 выставках в России и за рубежом. Работы автора находятся в собраниях российских и зарубежных художественных музеев, в том числе Государственного Русского музея, Музея современного искусства Эрарта (Санкт-Петербург), Государственного музея истории, Всероссийского музея А. С. Пушкина, Музея русского искусства (Киев, Украина), Художественного музея Зиммерли (Нью-Брансуик, США). Его произведения хранятся также в частных собраниях в Австрии, Италии, Польши, России, США, Финляндии и других странах.

ФЕЛИКС ВОЛОСЕНКОВ родился в 1944 году в Красноармейске Донецкой области.

Президент Санкт-Петербургской Академии современного искусства бессмертных, член Союза художников России и Союза художников Италии. Участник и призер нескольких Международных Биеннале изобразительных искусств, многочисленных выставок в России и за рубежом. Заслуженный художник Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств

Образование: 1959-1964 - Художественное училище им. Азим-заде, Баку \ 1964-1965 - Уральский Политехнический институт, специальность: архитектура, Свердловск \ 1965-1970 Ленинградский Государственный институт музыки и кинематографии, специальность - художник-постановщик.

С 1984 года выставляется вместе с Валерием Луккой и Вячеславом Михайловым. Вместе с ними образовал группу «Три богатыря». Своим призванием художники видят ниспровержение отживших своё живописных канонов. В 1994 году с целью поддержки и развития новых направлений актуального искусства основал Санкт-Петербургскую Академию современного искусства бессмертных.

Для живописи Волосенкова характерно использование смешанной техники, придание работам фактуры за счет использования ткани, поролона, левкаса и т.д. Неизменный персонаж работ Волосенкова - бог Волос, древнеславянское божество. Большинство работ мастера трактуется как явление Волоса через пейзаж, натюрморт, различные сцены и сюжеты.

В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

Работы Феликса Волосенкова находятся в собраниях российских и зарубежных музеев, в том числевГосударственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, Новосибирской областной галерее, Музее художественной культуры Новгородской земли, Дальневосточном художественном музее, Художественном музее Фредерикшаун (Дания), Государственном музее искусств Республики Казахстан (Алма-Ата), Музее современного искуства (Москва), Стеделийк музее (Амстердам, Голландия), Музее Сакима-Арт (Окинава, Япония), Замек - музее (Мальборк, Польша), Зиммерли музее, коллекции Доджа (США), Художественном музее Кросно (Польша), Государственном художественном музее Республики Саха (Якутск), многих других публичных и частных коллекциях.

------------------------------------------------------

Организаторы: Управление культуры администрации Петрозаводского городского округа / Городской выставочный зал  / Музей изобразительных искусств Республики Карелия

Пресс-показ: 18 августа 2021 (среда) в 16:00

Режим работы выставки: с 19 августа по 12 сентября 2021 / Городской выставочный зал / пр. Ленина 26, Петрозаводск / с 12:00 до 19:00, касса - до 18:30 / выходные: в августе -  воскресенье, понедельник, в сентябре - понедельник /